Каталог файлов

Главная » Файлы » Общий

статья Зиндер Е.З.
[ ] 12.04.2013, 20:17

Материалы доклада представлены на:

 

7-й Международной научно-практической конференции "Современные технологии управления предприятием и возможности использования информационных систем: состояние, проблемы, перспективы".

 

конференция проходила в Одесском национальном университете им. И.И. Мечникова

 

30-31 марта 2012. 

 

Зиндер Е.З., президент,

НО "Фонд поддержки системного проектирования, стандартизации и управления проектами"

 

НОВОЕ В АРХИТЕКТУРАХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ИТ-СИСТЕМ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ

 

     Развитие ИТ, методов их применения на предприятиях, ряд других новаций и событий выводят архитектуру предприятий и их систем на качественно новый уровень. Интеграция новаций порождает синергетические эффекты, влияющие на сам характер труда. При этом проявятся как преимущества и выгоды, так и новые риски, способные отрицательно действовать на внутреннюю среду предприятий.

     Основные новые возможности и их интеграция. Одна их важных возможностей – развивающаяся робототехника. Пример прогноза из отчета NISTEP: выполнение роботами простых хирургических операций к 2017 году. Надо учитывать, что все исследования и прогнозы частичны, например, про отчет NISTEP известно: в нем недостаточно учитывались развитие в области нанотехнологий, в понимании функций мозга и в искусственном интеллекте. Отметим, что достижения опираются также на микроминитюаризацию, промышленное зрение, другие достижения. Средства самодиагностики и саморемонта уменьшат потребности в службе сопровождения. Как результат – исключение все больших объемов ручных операций, автоматическое выполнение учетных операций и функций.

     Продолжают многократно расти возможности ИТ. Растут доступные память и быстродействие компьютеров. Отдача процессоров Intel Xeon уже выросла до 9 гигафлопс с одного ядра, появились "бытовые" флэшки объемом 1 Тб, сделан работающий чип оптической оперативной памяти. Развиваются интерфейсы "человек-машина" (тактильные, голосовые, зрительные и другие бесконтактные), постепенно теряется необходимость в работе за клавиатурой. Давно продаются бытовые очки-дисплеи, в 4D-стиле совмещающие видение виртуального и реального миров. Развитие беспроводной связи делает возможным потенциально постоянное присутствие мобильного работника в информационном пространстве предприятия с включенностью в бизнес-процессы и связью с центральными информационными и вычислительными ресурсами. Расширяется феномен консьюмеризации. Принцип BYOD (Bring Your Own Device) приводит не столько к снижению затрат на оснащение работников, сколько к появлению на 100% привычной среды работы, а также к нахождению в ней 100% времени. К аналогичным результатам приводит выдача сотрудникам служебных персональных устройств. В результате – кардинальное повышение мощности "толстого" и, одновременно, носимого клиентского устройства, с максимально дружественным интерфейсом и постоянной связью с центральными ресурсами, коллегами, партнерами и клиентами. Развитие хранилищ "Больших Данных" (Big Data). Накапливаются и предоставляются для совместной обработки все виды данных предприятия. Развиваются методы масштабирования процедур аналитики на больших данных, в том числе, с опорой на параллельную обработку и с управляемой степенью физического приближения к данным. Расширяются каналы доступа персональных устройств к "облачным" хранилищам и ЦОД. Возникают возможности сочетать удаленное выполнение аналитики с ее автономным выполнением на персональном устройстве, обладающем памятью и процессором достаточной мощности. Как результат – возможность постоянно использовать аналитическую поддержку принятия решений в любых бизнес-процессах и на любых уровнях управления. Для этого в управляемой степени у всех работников будет доступ к хранилищам данных, к базам знаний, к сервисам моделирования, а также к сервисам традиционных функций MES, ERP.

     В итоге такие персональные устройства и ЦОДы (корпоративные или во внешнем "облаке"), включенные в информационное пространство предприятия, увеличивают информационную вооруженность работников до максимальных пределов, поддерживая практически все их производственные нужды, но не привязывая работника к одному рабочему месту.

     Естественная смена поколений на предприятиях, приход работников поколения Z (оно же поколение Интернет) существенны тем, что новые работники с детства обладают не только навыками работы с компьютером и жизни в WWW, но и навыками эффективных действий в игровых режимах виртуальной реальности. Обычными режимами для них являются горизонтальные коммуникации и групповые взаимодействия, использование средств поиска в Сети, работа с "облачными" сервисами Web 2.0 (3.0).

     Потребности, мотивирующие к применению новаций. Рынок требует все большей информационной насыщенности продукции. Требуется постоянное обновление предлагаемых продуктов и услуг, их персонализация, что усиливается ростом возможностей "креативных" потребителей самостоятельно заказывать и получать персонализированные услуги (обучение, банкинг и др.), и даже изготавливать персональные варианты изделий (например, с применением 3D-принтеров). Под этим давлением бизнес-архитектура предприятий стремится усилить поддержку процессов постоянного маркетингового анализа, моделирования продуктов / услуг с новыми рыночными свойствами или настроенными на потребности узких групп потребителей. Для таких процессов, а также для быстрого решения текущих проблем за счет использования опыта коллег и партнеров, все более требуются архитектуры расширенных предприятий со структурными возможностями предприятий 2.0 и их гибким переопределением.

     Работодатели убедятся в эффективности оснащения работников мощными мобильными персональными устройствами, включенными в информационную среду предприятия, роботизации производственных операций, автоматического выполнения учетных и базовых контрольных функций. Будет осознана мобилизующая и мотивирующая сила игровых режимов, что простимулирует разработку (псевдо)игровых сценариев бизнес-процессов, которые будут опираться на игровые навыки поколения Z, на мощные носимые персональные компьютеры, на 4D-интерфейсы и на бесконтактные интерфейсы в виртуальной и гибридной реальности. Для использования открывающихся возможностей работодатели будут в гораздо большей степени стимулировать совмещение информационно вооруженными работниками разных трудовых функций, а также обеспечивать работников-управленцев аналитическими сервисами, поддерживающими принятие ими рациональных решений на основе моделирования возможных результатов этих решений. Ожидаемыми результатами использования такой рабочей среды будет многократное повышение производительности труда работников в основных производственных процессах и повышение оперативности и качества управленческих решений всех уровней. Для такой работы будет требоваться максимальная концентрация. Будут предлагаться рабочие помещения для комфортного погружения в игровые режимы в гибридной виртуально-реальной среде. Физические работы все более будут уделом испытателей продукции и роботов. Работы цепочки основных процессов будут выполняться в режимах контроля работы роботизированного оборудования и принятия решений в ситуациях, отличных от стандартных.

     На следующих этапах развития описанных выше новаций машины, механизмы, жилища, компьютеры станут потреблять в несколько раз меньше энергии, обнаружатся резервы для выполнения больших проектов рекультивации естественной среды обитания человека.

     Возникающие риски. Вместе с тем, усугубится проблема "лишних людей", вытесняемых роботизированными производствами. Отчасти проблема будет решаться на национальных и региональных уровнях при появлении ресурсов для выполнения масштабных проектов рекультивации среды. Типичной будет угроза последствий стрессов перегрузки и груза ответственности работников. Игровой режим будет грозить привычкой к облегченной ответственности за проигрыш, который на производстве в большинстве случаев недопустим. Для исключения срывов и потерь в рабочем процессе у каждого работника будет дублер в режиме горячего резерва. Глубокое моделирование последействий принимаемых решений может ослабить давление ответственности. Работа в игровых стилях будет идти под присмотром периферийных и центральных "нервных узлов" предприятия. Потребуются дополнительные вертикальные иерархии менеджеров, контролирующих ход операционной деятельности подконтрольной группы работников и самих менеджеров.

     Объемы передаваемой информации возрастут, и пропускная способность традиционных радиоканалов станет жестким ограничителем. Усугубятся проблемы информационной безопасности и охраны прав на интеллектуальную собственность. Эти требования потенциально будут ограничивать мобильность, в некоторых случаях требовать работы в защищаемых периметрах. Для решения указанных проблем будут разрабатываться новые версии общесистемного ПО и аппаратуры, новые протоколы и регламенты обменов, в т.ч. – для мобильных устройств.

     Социальные риски будут также включать в себя появление маргинальных движений и субкультур, например, ратующих за отказ от очков виртуальной реальности, или тратящих основные усилия на дополнительную информационную защиту себя и близких.

     Заключение. Требуется учитывать, что описанное будет входить в жизнь постепенно, сначала на малом числе предприятий-новаторов и в ограниченных объемах. Поэтому особую группу рисков будет составлять возможное отставание от новаторов, первыми вводящих новые технологии, режимы и стили труда. Однако и при спокойном отношении к новациям уже сейчас в формируемые стратегии, в будущие архитектуры предприятий и их систем целесообразно включать перспективные возможности, а также закладывать преодоление уже возникающих и постепенно нарастающих рисков.

 

Категория: Общий | Добавил: Волшебница
Просмотров: 1375 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Форма входа
Категории раздела
Общий [7]
Лебединский М.Г. [5]
Васильев С.Г. [3]
Статьи
Партнеры
 

Сообщество ИТ директоров Украины

Российский Союз ИТ-директоров

 

ИТ клуб Одессы