Материалы доклада
представлены на:
7-й Международной
научно-практической конференции "Современные
технологии управления предприятием и возможности использования информационных
систем: состояние, проблемы, перспективы".
конференция
проходила в Одесском национальном университете им. И.И. Мечникова
30-31
марта 2012.
Зиндер Е.З.,
президент,
НО "Фонд
поддержки системного проектирования, стандартизации и управления
проектами"
НОВОЕ В
АРХИТЕКТУРАХ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИХ ИТ-СИСТЕМ: ВОЗМОЖНОСТИ И РИСКИ
Развитие ИТ, методов их применения на предприятиях, ряд других новаций и
событий выводят архитектуру предприятий и их систем на качественно новый
уровень. Интеграция новаций порождает синергетические эффекты, влияющие на сам
характер труда. При этом проявятся как преимущества и выгоды, так и новые
риски, способные отрицательно действовать на внутреннюю среду предприятий.
Основные новые возможности и
их интеграция. Одна
их важных возможностей – развивающаяся
робототехника. Пример
прогноза из отчета NISTEP: выполнение роботами простых хирургических операций к
2017 году. Надо учитывать, что все исследования и прогнозы частичны, например,
про отчет NISTEP известно: в нем недостаточно учитывались развитие в области
нанотехнологий, в понимании функций мозга и в искусственном интеллекте.
Отметим, что достижения опираются также на микроминитюаризацию, промышленное
зрение, другие достижения. Средства самодиагностики и саморемонта уменьшат
потребности в службе сопровождения. Как результат – исключение все больших объемов
ручных операций, автоматическое выполнение учетных операций и функций.
Продолжают многократно расти возможности ИТ. Растут доступные память и
быстродействие компьютеров. Отдача процессоров Intel Xeon уже выросла до 9
гигафлопс с одного ядра, появились "бытовые" флэшки объемом 1 Тб,
сделан работающий чип оптической оперативной памяти. Развиваются интерфейсы
"человек-машина" (тактильные, голосовые, зрительные и другие
бесконтактные), постепенно теряется необходимость в работе за клавиатурой.
Давно продаются бытовые очки-дисплеи, в 4D-стиле совмещающие видение
виртуального и реального миров. Развитие беспроводной связи делает возможным
потенциально постоянное присутствие мобильного работника в информационном
пространстве предприятия с включенностью в бизнес-процессы и связью с
центральными информационными и вычислительными ресурсами. Расширяется феномен
консьюмеризации. Принцип
BYOD (Bring Your Own Device) приводит не столько к снижению затрат на оснащение
работников, сколько к появлению на 100% привычной среды работы, а также к
нахождению в ней 100% времени. К аналогичным результатам приводит выдача
сотрудникам служебных персональных устройств. В результате – кардинальное
повышение мощности "толстого" и, одновременно, носимого клиентского
устройства, с максимально дружественным интерфейсом и постоянной связью с
центральными ресурсами, коллегами, партнерами и клиентами. Развитие хранилищ "Больших Данных"
(Big Data). Накапливаются
и предоставляются для совместной обработки все виды данных предприятия. Развиваются
методы масштабирования процедур аналитики на больших данных, в том числе, с
опорой на параллельную обработку и с управляемой степенью физического
приближения к данным. Расширяются каналы доступа персональных устройств к
"облачным" хранилищам и ЦОД. Возникают возможности сочетать удаленное
выполнение аналитики с ее автономным выполнением на персональном устройстве,
обладающем памятью и процессором достаточной мощности. Как результат –
возможность постоянно использовать аналитическую поддержку принятия решений в
любых бизнес-процессах и на любых уровнях управления. Для этого в управляемой
степени у всех работников будет доступ к хранилищам данных, к базам знаний, к
сервисам моделирования, а также к сервисам традиционных функций MES, ERP.
В итоге такие персональные устройства и ЦОДы (корпоративные или во внешнем
"облаке"), включенные в информационное пространство предприятия,
увеличивают информационную вооруженность работников до максимальных пределов,
поддерживая практически все их производственные нужды, но не привязывая
работника к одному рабочему месту.
Естественная смена
поколений на предприятиях, приход
работников поколения Z (оно же поколение Интернет) существенны тем, что новые
работники с детства обладают не только навыками работы с компьютером и жизни в
WWW, но и навыками эффективных действий в игровых режимах виртуальной
реальности. Обычными режимами для них являются горизонтальные коммуникации и
групповые взаимодействия, использование средств поиска в Сети, работа с
"облачными" сервисами Web 2.0 (3.0).
Потребности, мотивирующие к
применению новаций. Рынок
требует все большей информационной насыщенности продукции. Требуется постоянное
обновление предлагаемых продуктов и услуг, их персонализация, что усиливается
ростом возможностей "креативных" потребителей самостоятельно
заказывать и получать персонализированные услуги (обучение, банкинг и др.), и
даже изготавливать персональные варианты изделий (например, с применением
3D-принтеров). Под этим давлением бизнес-архитектура предприятий стремится
усилить поддержку процессов постоянного маркетингового анализа, моделирования
продуктов / услуг с новыми рыночными свойствами или настроенными на потребности
узких групп потребителей. Для таких процессов, а также для быстрого решения текущих
проблем за счет использования опыта коллег и партнеров, все более требуются
архитектуры расширенных предприятий со структурными возможностями предприятий
2.0 и их гибким переопределением.
Работодатели убедятся в
эффективности оснащения
работников мощными мобильными персональными устройствами, включенными в
информационную среду предприятия, роботизации производственных операций,
автоматического выполнения учетных и базовых контрольных функций. Будет
осознана мобилизующая и мотивирующая сила игровых режимов, что простимулирует
разработку (псевдо)игровых сценариев бизнес-процессов, которые будут опираться
на игровые навыки поколения Z, на мощные носимые персональные компьютеры, на
4D-интерфейсы и на бесконтактные интерфейсы в виртуальной и гибридной
реальности. Для использования открывающихся возможностей работодатели будут в
гораздо большей степени стимулировать совмещение информационно вооруженными
работниками разных трудовых функций, а также обеспечивать
работников-управленцев аналитическими сервисами, поддерживающими принятие ими
рациональных решений на основе моделирования возможных результатов этих
решений. Ожидаемыми результатами использования такой рабочей среды будет
многократное повышение производительности труда работников в основных производственных
процессах и повышение оперативности и качества управленческих решений всех
уровней. Для такой работы будет требоваться максимальная концентрация. Будут
предлагаться рабочие помещения для комфортного погружения в игровые режимы в
гибридной виртуально-реальной среде. Физические работы все более будут уделом
испытателей продукции и роботов. Работы цепочки основных процессов будут
выполняться в режимах контроля работы роботизированного оборудования и принятия
решений в ситуациях, отличных от стандартных.
На следующих этапах развития описанных выше новаций машины, механизмы, жилища,
компьютеры станут потреблять в несколько раз меньше энергии, обнаружатся
резервы для выполнения больших проектов рекультивации естественной среды обитания
человека.
Возникающие риски. Вместе с тем, усугубится проблема
"лишних людей", вытесняемых роботизированными производствами. Отчасти
проблема будет решаться на национальных и региональных уровнях при появлении
ресурсов для выполнения масштабных проектов рекультивации среды. Типичной будет
угроза последствий стрессов перегрузки и груза ответственности работников.
Игровой режим будет грозить привычкой к облегченной ответственности за
проигрыш, который на производстве в большинстве случаев недопустим. Для
исключения срывов и потерь в рабочем процессе у каждого работника будет дублер
в режиме горячего резерва. Глубокое моделирование последействий принимаемых
решений может ослабить давление ответственности. Работа в игровых стилях будет
идти под присмотром периферийных и центральных "нервных узлов"
предприятия. Потребуются дополнительные вертикальные иерархии менеджеров,
контролирующих ход операционной деятельности подконтрольной группы работников и
самих менеджеров.
Объемы передаваемой информации возрастут, и пропускная способность традиционных
радиоканалов станет жестким ограничителем. Усугубятся проблемы информационной
безопасности и охраны прав на интеллектуальную собственность. Эти требования
потенциально будут ограничивать мобильность, в некоторых случаях требовать
работы в защищаемых периметрах. Для решения указанных проблем будут
разрабатываться новые версии общесистемного ПО и аппаратуры, новые протоколы и
регламенты обменов, в т.ч. – для мобильных устройств.
Социальные риски будут также включать в себя появление маргинальных движений и
субкультур, например, ратующих за отказ от очков виртуальной реальности, или
тратящих основные усилия на дополнительную информационную защиту себя и
близких.
Заключение. Требуется учитывать, что
описанное будет входить в жизнь постепенно, сначала на малом числе
предприятий-новаторов и в ограниченных объемах. Поэтому особую группу рисков
будет составлять возможное отставание от новаторов, первыми вводящих новые
технологии, режимы и стили труда. Однако и при спокойном отношении к новациям
уже сейчас в формируемые стратегии, в будущие архитектуры предприятий и их
систем целесообразно включать перспективные возможности, а также закладывать
преодоление уже возникающих и постепенно нарастающих рисков.
|